2
         
сальников рыжий кондрашов дозморов бурашников дрожащих кадикова
казарин аргутина исаченко киселева колобянин никулина нохрин
решетов санников туренко ягодинцева застырец тягунов ильенков

АНТОЛОГИЯ

СОВРЕМЕННОЙ УРАЛЬСКОЙ ПОЭЗИИ
 
3 ТОМ (2004-2011 гг.)
    ИЗДАТЕЛЬСТВО «Десять тысяч слов»  
  ЧЕЛЯБИНСК, 2011 г.  
     
   
   
         
   
   
 

ЕВГЕНИЯ РЯБИНИНА

 

Синоним (2010)

всё брошено оземь и бредит
сетями где рыбы с избытком
все клоуны завтра уедут
домой за безадресным цирком
останутся ужин да стирка

отчаяньем чаек встречаю
они как никто безразличны
была бы знакомой случайной
всегда бы имелась в наличьи
болтала бы даже по-птичьи

я девочка-без-перевода
иначе была б на латыни
синонимом женского рода
жила бы сейчас как княгиня
колючкой в цветущей пустыне

удача дрянная старуха
издохшая на косогоре
никто не почешет за ухом
у боженьки я не в фаворе

была бы портовой шлюхой
жила бы сейчас у моря

 

Четырнадцать кошек
и одна за углом (2009)

танцуют волосы. во рту
ответ от ветра
завыл и сгинул в пустоту
в кило и метрах
тебя измерить я могу
и цифры сбросить
пятнадцать кошек на снегу
весна как осень
то чёрт хвостом гоняет мух
одной монетой
платить за всё, что режет слух
не в той, так в этой
сегодня врозь и завтра врозь
дышать так жадно
как будто море пролилось
и Ариадна
в сердцах узлом связала нить
пробел и точка
порой так хочется курить
и путать строчки
к чертям черту, в вино вину
во двор карету
бежать к открытому окну
за горсткой света
на крышах тают облака
невыносимо
спешат часы на всех руках
за пантомимой
синхронных снов. луна в наряд
в дверном проёме
вчера Джульетта говорят
ушла из дома
убив завистницу одну
летели перья
когда уйдёшь тебя прошу
не хлопай дверью

Синдерелла (2010)

Незнакомка снимает вечернее платье и маску,
С каблуков отряхнув поцелуи случайных знакомых,
Закрывает глаза, в них за вечер повыцвели краски,
Покидает облезлый подъезд, направляется к дому.
Дома учат уму, дома чай и погасший светильник,
Темпераментность, температурность и прочие зубы.
Не сдержавшись, ревнует к объятьям пальто холодильник,
И со всей прямотой голосят водосточные трубы.
После спит в коридоре – одна, но с ножом под подушкой,
Видит глянцевый сон с музыкантами и тарантеллой.
Крысы брызжут слюной, крысы Золушку держат на мушке,
Нарушая структурность души в перекрытиях тела.
Где рождается соль на ожогах от пальцев и тканей,
Там на бал с корабля семенят беспокойные гости
С первым признаком таянья льдов в недопитом стакане,
С тайной жаждой в себе поразвлечь онемевшие кости.
Город полнится слухами, Золушка пишет в газету,
Покупает в аптеке мышьяк и целебные средства,
Изучив анатомию лиц и дурные советы,
Открывает музей. Приглашает друзей. Королевство
Объявляет войну, переходит на «ты» и консервы.
Разъярённая Золушка губы кусает и руки.
Не дождавшись рассвета, идёт и сдаёт свои нервы
И башмак в секонд-хэнд с примечанием «хрупкая штука».

R. R. (2010)

Помнишь клинику на углу для больных недостатком бога?
Там курилась трава, и бродяги на тротуарах
Прорастали корнями в асфальт, превращаясь в дорогу.
Я читала газеты и в джинсах ходила старых.
Мы привыкли к тому, что хорошего всем понемногу.
Нам хватало на хлеб и прогулки вдоль уличных баров.

Лёгкость клавиш ложится на плечи, никто не танцует,
Разбрелись, расплелись, распылились. Сердца в Атлантиде
Отправляются в долгий полёт, оставляя босую,
Равнодушную жизнь докурить в незапятнанном виде.
Я, пожалуй, пойду в интернет, два письма нарисую,
Что читала газеты, и в джинсах, и нет, не в обиде.

Засыпаем по разные стороны дня. Ну, с добрым утром!
Этот дом слишком пуст и в шкафах неродные скелеты.
Я читала газеты, и в джинсах...
– Ты спишь необутой?
– Я не сплю третий день. У меня тут закончилось лето.
Отдаёт вдалеке океан без конца перламутром.
Ничего не пиши. Оставляй, как следы, без ответа.

Время вытекло так, что асфальта не видно от луж, но
В недрейфующем мире спокойно. Спасаемся чаем.
За углом просыпается город, чертовски ненужный.
Я, газеты и джинсы.
По фото едва различаем.
Ты шагаешь внутри, я опять тороплюсь по наружной.
Кстати, знаешь, газет я давно не читаю.

Редкой птицей с тысячи футов
(о чём не знает стюардесса) (2010)

вступила в порочную связь с поэзией
теперь стыдно смотреть ей в глаза
поэтому пишу так

ходила с заложенными ушами, чтобы не слышать прогноз погоды
не прокатило

в метро слово «выход» прочитала задом наперёд
получилось ещё безвыходней

разучилась писать стихи и так расстроилась,
что написала об этом в газету бесплатное объявление

днём ходила по стрелкам на карте
вечером – по стрелкам на стенке
ночью – наугад
утром спала как убитая (выбросив карту нафиг)

а он ничего, – подумала я.
и ничего не сделала.
ибо нечего тут.

ещё одна такая блондинка
и я перееду в Африку

стою у Горького
читаю Павлову
не то что китайцы – все одинаковые

хватит играть со мной в прятки –
забудешь как я выгляжу и придётся искать на ощупь
а зимы у нас холодные

спасательный жилет под вашим сиденьем
ремень безопасности в вашем кресле
спасите мне душу,
куда пристегнуться?

пожалуйста, не трогайте руками мои стихи
они от этого болеют и становятся белыми

* * * (2010)
Лишь подаст добрый знак город,
Зацеплюсь губами за небо,
Поцелую в самое сердце,
Буду ждать от него хлеба,
Под искусственным светом греться.

И плевать, что оно серо,
Мы ведь тоже не холст Ван Гога.
В ожидании честного слова
Я обила собой все пороги,
Танцевала всю ночь босанову

Ты бывал ли в том чудном месте,
Где все чайки в душе ЛивингстОны?
До сих пор вспоминаю невольно,
Что улыбка твоя – из картона.
Бью посуду, а ей не больно.

Нам делиться друг с другом нечем,
Проще слиться в толпе с народом,
Как и мы, незнакомого сорта.
Дай побыть для тебя кислородом,
А подышишь, так выдохни к чёрту.

Несерьёзное (2008)

ни дна ни покрышки, подушкой
укрыться вконец или край.
какая тебе я подружка,
не знаешь, по пальцам считай.
страдая душевным запоем,
всю ночь пожирала маасдам,
ножом выводя на обоях –
поэт, помоги себе сам.
с утра прочитала все фразы,
обшарив карманы пальто.
вы мне изменили два раза,
а я вам за это раз сто.

Острое (2008)

Машинкой
Отрезать
От тела всё лишнее.
Пожить,
Но в конце
Не платить за билет.
И всё-таки
Нет
Ничего неприличнее,
Чем пялиться
В душу,
Когда её нет.

* * * (2008)
не пойму этих женщин
мужчин
и причины
по которым они
этих женщин
мужчины
я отчасти –
цела
и отчасти –
на части
я конечно умру
(и конечно от счастья)
оплати беспорядок
чтоб с душой нараспашку
я не знаю где кнопка
не могу по бумажке
на бумажке табличку
нацарапаю храбро
что закрыта душа
на учёт
(и на швабру)

 

 

Рябинина Евгения Валерьевна родилась в 1985 г. в Челябинске. Училась на биологическом факультете Челябинского государственного университета. В настоящее время работает младшим научным сотрудником в Южно-Уральском Институте Биофизики по специальности цитогенетика (г. Озёрск). Организатор фестиваля поэзии и музыки «TERRA – ARTIS» (Челябинск). Живёт в Озёрске.




Марина Загидуллина (Челябинск) о стихах Е.Рябининой:

Что для поэта становится источником поэтического вдохновения – вопрос праздный и бесполезный, а вот как вдохновение реализуется (вербализуется) – вопрос с точки зрения всякого анализа поэзии правильный и точный. Для Евгении Рябининой главный путь выражения душевных переживаний – натурализация стёртых метафор. Это, конечно, приём, старый как мир. Но ценность его не стареет. Автор точно это понимает – она осознает своё поэтическое призвание как «порочную связь с поэзией». «Порочную» – потому что «стыдно теперь смотреть ей в глаза». Это знак «внутреннего слуха» – тонкого и сильного чувства прекрасного, гармонии, которое порождает постоянное и (как кажется – во всяком случае, при чтении этой подборки стихов Е. Рябининой) выматывающее недовольство собой, своим творчеством, своими стихами. Между тем сами эти стихи такого сурового отношения вовсе не заслуживают – они полны неожиданных переходов, «соскакиваний», бегства от темы (себя?), и даже несколько нарочитых «сломов», необходимых для того, чтобы вернуться в начало стихотворения и перечитать его заново – другими глазами. И, тем не менее, проницательный читатель разглядит здесь «строительные леса» – впрочем, эта видимость технических усилий удачно названа формалистами «обнажением приема». Чаек героиня встречает отчаянием (и можно не сомневаться, что выражение «они как никто безразличны» означает слитость множества чаек в одну – безразличны не они ко всему, а они для нас, не умеющих усмотреть их уникальность, они все для нас «никто», даже, наверное, отчаянное «нечто»). И неизбежно «чайка», «отчаянье» тянут за собой «случайность»… «Ответ от ветра», «измерить в кило и метрах», «часы спешат за пантомимой синхронных снов» и так далее – слова здесь не так важны сами по себе, как раскапывание их забытых смыслов», стирание затёртостей. Если нервы «сдают» – то куда? (Золушка, например, – в секонд хэнд). Если я в джинсах – то заодно и не в обиде (старый добрый поэтический прием – зевгма). Раз время течёт – то когда-то и вытечет ко всем чертям. Кстати, к чёрту черту и вину – в вино. Эта работа, по-видимому, постоянна – неслучайно в одном из стихотворений автор признается, что прочитала в метро слово «выход» наоборот – и от этого стало еще безвыходней. Слова и целые фразы в поэтическом сознании ревизуются и превращаются в образы – как, скажем, «безадресный цирк», за которым завтра уедут все клоуны вопреки известному выражению, где судьба их – остаться, или посуда, которой не больно, когда её бьют, или пороги, которые героиня обила собой…
Но за всеми техническими приемами (неважно, сосредоточенно и сознательно вывернутыми наружу к читателю или так же тщательно от него спрятанными) вырисовывается собственно лирическое содержание стихотворений Евгении Рябининой. Несомненно, это выражение глубокой внутренней готовности к обману и предательству. Здесь позитивное «быть преданной кому-то» выворачивается наизнанку: «быть преданной кем-то». Сегодня врозь и завтра врозь – тоскливый лейтмотив переживаний лирической героини. Разлуки не светлы и вовсе не полны надеждой на счастливую встречу – как раз напротив, встречи приносят ещё большую тоску, и даже в новелле-притче «Синдерелла» (история с «ключом», как кажется) речь идёт о безнадежности проверенного временем и сказкой сюжета. От более ранних стихов к последним (по крайней мере, основываясь на датировке в подборке) сюжет отчаяния разрастается от «частнолирического» до «общефилософского» уровня – теперь уже героине понятно, что она не «в фаворе» «у боженьки», а удача («дрянная старуха») издохла на косогоре. И тогда – парадоксально ли, нет ли – душевная боль, требующая немедленно «закрыть душу на учет и на швабру», начинает бредить сетями слов и воплощаться в новых стихах.


ГЛАВНАЯ | 1 ТОМ | 2 ТОМ| 3 ТОМ | СОРОКОУСТ | ВСЯЧИНА| ВИДЕО
Copyright © Антология современной уральской поэзии

 

 

 

 

 

 

 

ыков