2
         
сальников рыжий кондрашов дозморов бурашников дрожащих кадикова
казарин аргутина исаченко киселева колобянин никулина нохрин
решетов санников туренко ягодинцева застырец тягунов ильенков

АНТОЛОГИЯ

СОВРЕМЕННОЙ УРАЛЬСКОЙ ПОЭЗИИ
 
3 ТОМ (2004-2011 гг.)
    ИЗДАТЕЛЬСТВО «Десять тысяч слов»  
  ЧЕЛЯБИНСК, 2011 г.  
     
   
   
         
   
   
 

АЛЕКСАНДР САМОЙЛОВ

 

* * * (2011)
В пять утра сосед встаёт.
Кашляет и кофе пьёт.
Чайной ложечкой звенит.
Кто соседа обвинит?

Ни судья, ни прокурор
Не поддержат разговор.
Только мёрзлая земля,
Только денег три рубля.

Мимо леса, мимо гор
Ехал дедушка Егор.
Ну а больше ничего
Не известно про него.

* * * (2009)
– Подбросишь?
– Подброшу-подброшу.
– А сколько?
– А сколько не жаль.
Морозец сегодня хороший,
И месяц хороший – февраль.

Мне нравится время такое –
Мир накрепко белым прошит.
И сердце моё ледяное
Уже не болит.

* * * (2009)
Выхожу на Заводе трансмиссий,
а может, в Карловых Варах,
странной встревожен мыслью,
что я на Заводе трансмиссий,
выхожу на Заводе трансмиссий,
тихонько дыша перегаром.

Послушайте, добрая фея,
не надо меня бояться.
Скажите, кто я и где я,
откуда в моём кармане
саморез на сто двадцать?

* * * (2010)
В одном небольшом городе,
в незнакомом дворе
сижу на старой скамейке
в тени огромного тополя.

Качели, песочница, лестница,
пластиковая бутылка,
я что-то кому-то должен,
лужа, пакет, окурок.

Ни денег, ни документов,
лишь пустота внутри,
как у таксиста, проснувшегося
с перерезанным горлом.

Ко мне приезжает милиция,
ко мне приезжает скорая,
говорят друг другу по рации:
точно такой же случай

на улице Грибоедова,
на улице Льва Толстого.

* * * (2009)
Главный принцип воспитанья –
Поорёт и перестанет.
День прошёл и день настал.
Поорал и перестал.

Приходи теперь, дружок,
Кушать горький пирожок.

* * * (2011)
Политехникум – нет остановки –
кондуктор всем говорит.
В Ленинском под мостами
кондуктор не тормозит.

Синими буквами светится
на Харлова магазин.
Женщины рассмеялись,
и я оказался один.

С тех пор я один повсюду,
на работе, в быту.
Из почтового отделения номер семь
бандероли идут в пустоту.

За полтинник доехал до ЗЭМа,
две полторашки взял.
«Между землёй и небом – война!» –
пел, пока не устал.

* * * (2008)
Жизнь за рубежом опять клокочет:
То всех купят, то всех продадут.
Днём живые в телеке, а ночью
Мёртвые танцуют и поют.

Бабочкой с той стороны экрана
Бьётся иностранное кино,
Только наши мёртвые не встанут,
Потому что нашим всё равно.

* * * (2006)
Если б я упал и умер,
то пошёл бы не спеша
на трамвай у Теплотеха,
а потом бы ехал, ехал
с тихой музыкой в ушах,
если б я упал и умер.

И хотя ещё не умер,
точно так же, не спеша,
на трамвай у Теплотеха,
точно так же сел, поехал
с тихой музыкой в ушах
я, хотя ещё не умер.

* * * (2005)
Видно, с этим не сладить никак.
Двое умных, а третий дурак.
Двое умных лежат под землёй
И беседуют между собой.

Кто-то в холоде, кто-то в тепле.
Три стакана стоят на столе.
Два со спиртом, а в третьем вода.
Видно, это уже навсегда.

* * * (2008)
Сосед зашился на два года,
И мы теперь спокойно спим.
Не слышим этого урода
И ночью в окна не глядим.

А там всё так же ветер воет,
А там всё тот же дождь идёт,
И неизвестно что такое
Чернильной радугой встаёт.

* * * (2011)
Мороженое есть в ларьке.
Растает всё на языке.
Бывало: начинаешь счёт,
а всё уже течёт.

Как предвкушение зимы,
в котором застывали мы,
предполагая, что навек
уняли трепетанье век.

Воспоминанье – это вкус,
я вместе с ним к нулю стремлюсь,
в прекрасный этот водоём,
в котором все – вдвоём.

* * * (2004)
Книжки разные читаю,
Фильмы разные смотрю –
Ничего не понимаю,
Ничего не говорю.

Раньше было всё иначе:
Понимал и говорил.
Наша Таня громко плачет.
Вашу Таню я любил,

А потом пришёл в упадок.
Там на всё один ответ:
«Тише, Танечка, не надо.
Никакого смысла нет.

Погуляй ещё немножко,
А потом ложись в кровать...
Приходите, тётя кошка,
Наших деток покачать».

* * * (2011)
Давно в кинотеатре не был,
давно туманный Голливуд
не предлагал иного неба
на девяносто пять минут.

Чтоб замереть, как чудо-юдо,
под зеркалом того пруда,
и посмотреть туда отсюда,
не возвращаются куда.

Чтоб грезилось: ещё могу я
в любой момент всё поменять,
и для себя судьбу любую
без регистрации скачать.

И между тем и этим светом
кровавым промежутком стать.

 

 

Самойлов Александр Анатольевич родился в 1973 г. в Челябинске. Окончил Литературный институт имени М. Горького (2003). Публиковался в газете «Уральская новь», поэтическом сборнике «Среда» (Челябинск, 1996), журнале «Знамя». Участник первого тома «Антологии современной уральской поэзии» в составе группы «Среда». Живёт в Челябинске.




Леонид Костюков (Москва) о стихах А.Самойлова:

Александр Самойлов пишет коротко, внятно, прозрачно и просто. То есть попадает в ту счастливую зону, где сходятся интересы читателей умудрённых и наивных, друзей-поэтов и друзей поэтов. Удачные стихотворения этого автора (то есть почти все) хочется выучить наизусть – и это легко получается.
Присмотревшись внимательнее, различаешь достоинства как бы второго ряда, но, наверное, более важные – по крайней мере, более редкие в этой области поэзии. Во-первых, несмотря на лаконизм, Самойлов никуда не спешит. Так кинематографисты особо ценят короткометражки, снятые медитативно и неторопливо. Во-вторых, автор не скатывается в афористичность, его стихотворения живые, а не сжатые до окаменелости, как это часто случается на территории минимализма. В этих стихах есть воздух, есть пауза. Наконец, в-третьих, у Самойлова иногда парадоксальным образом хватает времени сменить тему, обобщить, просто перевести взгляд. За счёт этого стихотворение приобретает новое измерение, объём. Ту самую минуту свободы, о которой говорил Пастернак.
Александр Самойлов идеально настроил собственную оптику. Как ни странно, именно в этой идеальности есть нечто сомнительное. Посудите сами – длиннее, туманнее, сложнее, уже обретя счастливую точку ясности, писать нелепо. Писать короче – невозможно без серьёзных потерь, без иссушения. Автор похож на изобретателя нового фотоаппарата, который азартно доводит, улучшает своё детище, попутно щёлкая окрестную натуру в порядке тестирования, – и вот на месте каждая линзочка и каждая пружинка. Дальше менять – только портить. Что остаётся – просто фотографировать, экстенсивно наращивать архив? Но изобретателю этого недостаточно; кроме того в рамках этой метафоры поэт – всё же скорее изобретатель фотоаппарата, чем фотограф.
Добавим ещё, что есть высказывания, невозможные в простом языке. То есть поэтическая система Александра Самойлова корреспондирует не с целым миром и не с совокупным опытом автора, а с некоторыми секторами и фрагментами. Как писал Маяковский, так же о другом – нельзя. Настроение, транслируемое стихами Самойлова, можно передать через такой девиз: но дело не в этом. Остановился бы трамвай там, где обычно не останавливается, – мировой печали не уменьшилось бы ни на грамм. Сосед зашился – вроде бы должно было полегчать, но не полегчало. Или поколдуем над концовками. Что если так:
И сердце мое ледяное
Болит и болит.
Настроение стихотворения не то что не изменилось – не шелохнулось. Или, допустим, всё нам известно про дедушку Егора – поможет нам это знание? Нет.
Недоступность иных территорий и отсутствие внутренней перспективы, резерва развития – вот тревожные симптомы этих стихов. Это не то чтобы недостатки – можно ли считать недостатком то, что автор не собирался что-то сказать – и не сказал? Конечно, нет. Повторю – стихи вот в этой точке великолепны, идеальны. Но, может быть, эта идеальность преждевременна.
По-моему, для автора было бы очень конструктивно оставить эту делянку (не потому что не удалось, а потому что удалось на 100%) и попробовать начать писать совсем-совсем иначе. Как именно? Этого, думаю, сейчас не знает никто, включая самого Александра Самойлова.


ГЛАВНАЯ | 1 ТОМ | 2 ТОМ| 3 ТОМ | СОРОКОУСТ | ВСЯЧИНА| ВИДЕО
Copyright © Антология современной уральской поэзии

 

 

 

 

 

 

 

ыков