2
         
сальников рыжий кондрашов дозморов бурашников дрожащих кадикова
казарин аргутина исаченко киселева колобянин никулина нохрин
решетов санников туренко ягодинцева застырец тягунов ильенков

АНТОЛОГИЯ

СОВРЕМЕННОЙ УРАЛЬСКОЙ ПОЭЗИИ
 
3 ТОМ (2004-2011 гг.)
    ИЗДАТЕЛЬСТВО «Десять тысяч слов»  
  ЧЕЛЯБИНСК, 2011 г.  
     
   
   
         
   
   
 

НАТАЛЬЯ КАРПИЧЕВА

 

ВОТ И БЕГИ (2010)

Это последнее из горьких писем Лу.
Впрочем, тебя и сладкого не лишали.
Кто это там пристыл к твоему стеклу:
Бабочка Мнемозина-зима, душа ли?

Вот и беги в свой солнечный Недостан
Прочь из химических сред, где взвесь и битум.
Брось эти все отсутственные места,
С ними ещё никто не умел быть квитым.

С ними с горы несётся не вакх, но босх.
Аэрофлот не спасибей ж/д вокзала.
Стой-оловей: человек человеку воск.
Кривься душой своей – не твоим вассалом.

Даже кто пьёт покрепче и так же сшит,
Обречены на нехватку целильных луцей.
Все здесь не те из тех, кто бежать бежит,
Да и успеет солоно обернуться.

Лучше беги домой и пиши пропал,
Только пиши, за этим сюда прописка,
Пока не меркнет свет и горит напалм,
Птицы пока летят высоко и близко.

Значит, теперь в тебе таковать судьбе,
Так тому пуповину перевязали,
Так и бежать. И коротко о себе:
Спать. Были воры. И ничего не взяли.

И (2011)

Забираясь под рёбра небу, колокола
Воздух делают тоньше, временней и отзывчивей
И немного нужней. И я тоже была бела.
И я тоже была-жила на краях отжившего.
И я тоже была пригожей, остановись
И запомни меня такой (сами мы нездешние).
У меня к тебе пара слов, пара крыльев ввысь,
От укуса в сердце кровь накипит, сердешная.
И во мне веснуются мартовские кроты,
Аварийный выход, безвыходная авария...
И когда от меня останется только ТЫ, –
(взрыв с глушителем) я научусь тебя выговаривать.

* * * (2010)
Пока тебя во мне ещё осталось,
Запомнить между мнить и сомневать,
Как ряженной в насильственную старость
Мне о тебе хотелось танцевать.
Всегда-нибудь прийти к тебе любою,
Такой-нибудь найти пароль и ключ,
И за прополкой якорного поля
Заснуть с тобой, меняя плющ на плюш.

По небу в руки, в сердце по планете –
В оранжевую песню воробья.
И нету слов без о матери на свете,
А в каждом первом Маме хнычет Я,
Забывшее не означать, а значить,
Стреляя огоньку на маяки.
Но я совсем негромко (можно?) плачу.
А был ли мячик?
Сердце береги.

И словно в оправдание полёта,
И будто в извиненье высоты
В местах приобретения свободы
Я становлюсь такой же, как и ты.
В твоём саду срываю три цветочка,
Забывшись, но, опомнившись, один
Оставлю для себя. Всё больно. ДТочка.

очень мыло (2010)

Это всё тебе: и колыбельный Рим, и обмелевший Нил.
Это всё, потому что он тебе позвонил.
Это будущее, которое ставит тебе на вид,
Что его не будет, никто (никакой водою) не оживит,

Даже Прошлое, друг-нетоварищ на цветовкус,
Извлекающий всё, что ты, из чётких бус:
Как бросали монеты в Лету, играли в блюз,
И ты кричала ему сквозь фонограммный плюс:
А когда ты мне бросишь нравиться, я влюблюсь.
Это всё тебе, из последних сил, последних уст.

Что ж, живи в розовом ящике, по голубой кайме
Несвободного небосвода пиши себе бе, мне – ме,
Охраняй свои грамоты, расплетай своих мыслезмей.
А не хочешь терять, мой тебе совет, не имей.
Он не то, чем хотел сказаться, но говорит.
И ты слышишь его бронхит, его талый вид,
Как он ровно трёхдневно любимо тобой небрит.
Он не то чтобы болен, он слишком давно болит.

Это всё в твои огороды крапива да лебеда.
Вот, бери, как молчит и дышит, как вдруг, когда
Говорит, что не отдал ни пяди былой зимы,
Начинает казаться, что вы с ним ещё на мы.

И ещё говорит, что больше не будет войны.
Согласись, это очень мыло с его стороны.

* * * (2010)
Нет, я не помню, какой был день от рождества, я – ночь.
Перерождаясь, стеклом к стеклу вызвоним: «Счаствуй, Лу»,
Пусть у тебя всегда рыдает небо, такое – в-точь,
Словно его не подстрелят вчера, не подадут к столу.
Счастье моё, сороконожка, хромая на двадцать
неправых ног,
Я остаюсь на продлёнке, короче, иди ко мне,
Сядь, улыбнись, откройся, ведь всё, что мог
Бы не сказать, не сказал. Ты, верно, ещё в окне,
Целишь в затылок, но я ухожу, не поднимая глаз
Цоколя выше, бросая взгляд в долгий пустой карман.
Эй, рассчитайсь на «ты» и «я», только уже на «нас»
И не рассчитывай, видишь ли, лу-чшая, я – роман
Не твоего героя, уйду без кожи, оставив по ней мороз,
Прошлый нечётный, нечёрный год, что держит
равненье врозь,
Праздник, который всегда с трубой, как паровоз под откос,
Время, которому нет числа, не обессудь, не нашлось.

про сейчас (2011)

Так в нём и сиди, глотая солёный дым,
В последние прятки ненайденная в капусте,
И думай о святе-месте, о месте-пусте.
Он дерзкий и дарит плюшевые цветы,
Смешит, чтобы тот же час прикурить от грусти,
Но он тебя не отпустит уже, допустим,
А как ему, например, тебя отпустить,

Когда твой сурок не с тобою в твой год сурка.
Ты можешь лечиться временем, сном, всё равно
Великое каплет в поволглую ширь зрачка.
Несвоевременность – вечная травма,
Где есть он пока, но тень его столь тонка,
Что рвётся от ветра. Сейчас. Завтра будет рано.

* * * (2011)
Ну хотя бы так – откровенность за окрылённость,
Перерезанный синей радужкой окоём,
И давай отойдём повыше стоять под клёны
На своём.

И пойдёшь с непрямой спиной и кривляясь тенью,
И сойдёшь за любого и даже на нет как нет.
Ну, сойдёшь, а куда ж ты меня-то в себе денешь,
Если я тебе буду, скажем, кривой свет?

Или стану (пойдёшь) околёмываться от синих
Ниток, славно прошивших, скатанных в узелки,
Слепнуть снегом – один из таких наискользких зимних
Видов марта. Пойдёшь, хотя бы не побеги.

В сумме сутошных эти пытошные касанья
Дольше или короче. Прочат слететь с бобин.
Впрочем, если бы я умела готовить сани,
Тень чего бы тогда мне было в тебе любить?..

а что... (2011)

А что, куда уже дальше, душа моя, так и простится
(смягчённое нужным и влажным знаком),
От невозможности быть истицей,
Если все тысячи ватт/лет – и на кон.

И даже на чудо-бедно куда надеяться,
На цепкие связи по принципу канцелярской скрепки.
А что, моя душная, а тепло ль тебе деется,
Или же хочется к мамке на небко?

А что у тебя приданого: винительный, дательный...
Сигнальный шёпот пожа-а-ар (после пожара).
А что у него глаза чисты, как у всех предателей,
Так не от лукавого ведь, сказать, – от жанра.

А что там в тебе старой новостью, что – новой старостью.
...........................................................................................................
В восемь. В метро. Зажмуришь мир, и тебя накрывает
Знакомой такой бродской всеблагодарностью:
Больно, значит, живая.

остальное (2011)

Не грусти, я возьму на себя этот бой стекла
И утерянный номерок, и, обратно, визу.
Остальное – тебе. Всё пройдёт, как и ты прошла
По неровному, неширокому, по карнизу:

Рождество или в прятки, цитаты цветов в висках:
Аритмия, уже не вечер, ещё не лето.
Ноша так себе – всё своё на себе таскать,
Всё лечить синяки на потоках слепого света.

Разве я не болел и, предательская, она
Не катилась к чертям, скупая... женские слёзы?
Разве не выходил в окно? Остальное – вина окна
Вот такой нижины, вот такого полусерьёза.

Не умел найти, но зато как никто – искать.
Там, откуда я родом (где я не рождался сроду),
Мне поют: Улыбнись, улыбнись, капитан Тоска,
И дыши полным ходом скомканным кислородом.
Может, что-нибудь выгорит, наконец, дотла,
Чтобы больше не знать, как черствы и как плохи розы.
Объявляю тебе спасибо, что ты ушла.
Объявляю себя тебе тебя себе – в розыск.

когда-нибудь уходят (2009)

Когда-нибудь уходят, долгий долг
Выплакивая в срок, – себе короче.
Пока ещё твой голос не умолк,
Звучи. Но станет проще, между прочим,

Не верить в исчислимость бытия
(Ты даже ближе месторасположен,
Распределяя пену для бритья
Обильнее всего на губы). Сложен

Из первых чисел, оттого и прост
Двудонный смысл незримого колодца.
До сна ли? Из себя отправлюсь в рост,
Спеша о поцелуи уколоться.

Полутона, полуодна, гори
Безвинно синим на стыдливых шторах,
Беря у бури пульса – изнутри,
Бия на поворотах и повторах.

Проскальзываю в гололёд стекла
Осколочными ёлочными. Вящим
Я добиваюсь первого числа
И присоединяюсь к уходящим.

пунктир (2010)

Кто ты пункту А? Ты на сутки больней и старше
Самого себя, как карась в чуть живой воде.
И зачем ещё проводницу назвали так же,
Как не важно кого? И как ты здесь (как ты – где?)?

Здесь, где время стоит на гранях и ездит зайцем
В самых светлых на всю вагонную волосах,
Можно вовсе не быть и даже совсем – казаться,
И легчать в чаше А, раскачиваясь на весах.

За решимость кого-то бросить (дай срок добраться)
Ты её простил, хоть не слишком горазд прощать,
И почти спросил уже, сколько теперь пространства.
Только что же ей, распотерянной, отвечать?

Здесь, где тамбурно, и минутная даже против
Часовой, где тебя как будто не строит план,
Между пунктами, где вам быть, никого не бросив
или бросив всех (или ты уже слишком пьян),

В междучувствии, в многоточии апогея.
Впрочем, ты привык к незадачам и не решать,
И всегда хотелось чего-то ещё другее,
И всегда было проще ехать, чем приезжать.

И она к тебе начинает курить неровно,
Да и ты (кто ты пункту В?) ей почти сказал
О магнитном свойстве почудившихся миров, но
Проводницу встречает Вронский, тебя – вокзал.

обо всём своём (2010)

Поскучай, погрусти, ан не с кем сидеть на трубе,
Выгнать из крови, пожурить да приобъять.
Позови всех, кто знает тебя, и никто к тебе
Не приедет. И, три-четыре! четыре-пять.
Сделка века. Тебе окно, а к нему бледный вид из окна.
Вот часы, подпоясанные под оные времена.
Вот тебе соматический дом – такой, что и в чём душа,
Два холста, два листа, две жизни, два способа не дышать.
Вот луна – одна, но зато с нужным сдвигом по фазе.
Вот тебе телефонный номер – такой не пробить по базе,
А к нему будь спок, что тебя потеряли и сбились с ног,
По тебе полицейский ласковый поисковой щенок.
Вот тебе небо – синее, как пятно от китайской вишни.
Вот тебе совет: будь одна, и никогда не станешь лишней.
Нулевой баланс проклятых вопросов, спасённых тобой планет,
Но зато всё своё, а всему своему и сносу нет.

не плошай (2010)

Застрахован, мой Бог придержит за капюшон.
Будь к нему, езжай со спущенным колесом.
Ты был взвешен, не найден вовсе, и был взбешён.
А на облаке каждый делается невесом.

Вот и мне: голова не на месте, царь – в голове.
А ты думал, тепло Офелией на ветвях,
Никому не звоня, как начать, как начать реветь,
Разобраться-собраться в пазлы? Но дело в швах.

Приходить в твой приход, твой сон и твою кровать,
В глушь, в деревню, в ночные песни цикад, цимбал,
А кофейное дерево – кофе и поливать,
Потому как – а кто хоть малость не каннибал?

Как ни выкрутишься, а незаменимых – есть.
А доедешь, сошлись на боль, от неё – спасёт.
Но хоть облако обесточено, лучше слезть.
Не плошай, не меняй широт-долгот-высот.

9 мая.
Не про победу (2011)

Зависли. Конец весны реальней конца апреля.
И вроде Аустерлиц, а не выторговать синевы.
Читаю Гаргантюа, дошла до Пантагрюэля
На самом краю войны, немножечко нервы, рвы.

Но время не устаёт, и вечность не потакает.
Молочные пули пли, и воздух вечерний скис.
Но раз ничего не ждём и ах тишина какая,
Такая, что хоть ты режь в себе её на куски,

И раз не бывает снов с чт на пт и веших,
В молчанку и не дышать (и не звонить) на слабо.
Помноженная тишина на медленные вещи,
И будет уже рыдать, и будет ещё бо-бо.
* * * (2010)
Эти каждые новые слёзки, как старый скользкий маршрут –
Этот праздник, который всегда с тобой, как варежки на резинке:
С белой ручки сколько ни стряхивай, бьют по бедру.
Пусть тебе всегда новых сказок в Мурзилке, свежего льда в морозилке
И оранжево флейты в висках, ночь в свечах да инсайт поутру.
Чтоб я думала, мне показалось, поди покажись мне,
Как земля на Покров, время быть со всеми своими но и чужими тпру.
Можешь плюшки таскать, можешь даже любить меня меньше жизни...
Только можно, я буду жить в тебе? Можно, я в тебе не умру?

и ещё... (2009)

...И ещё не про каждую кость – горло, не всё коту валерьянка.
Когда ты ушёл из сизого сердца, в нём наметилась пьянка.
В нём танцуют осколки ёлки, и я отвечаю хвойно
О как делах. И ещё дышу, дышу/не дышу подконвойно.
В ушах стетоскопа случился отит, когда он меня услушал.
Но уже не всякий остался жив, хронос хром, да услужлив.
Когда ты ушёл, я впилась в пустоту. Невкусно. Со вкусом ухода.
Мои подруги – ожоговый центр, дуют-дуют на воду,
Ушедшему телу ищут замену. Мы, кажется, антидуши.
По городу бродят поэты, и все, как один, с послушай
те. И ещё цветы на работе всегда цветут в выходные.
Казалось бы, проще куда забыть, какие мы были родные.
Когда я была большой, был снег. Теперь ничего не нужно.
Когда ты не дышишь, дышишь /не дышишь, мне тоже недужно душно.
Ещё сквозь меня летят самолёты, за мной по пятам наружка.
И если я обернусь на февраль, то вряд ли остолбенею.
Когда я была большой, меня не хватало. Меня любили игрушки.
Теперь я вросла в твою осень, но ты шепчешься только с нею...

БЕЗ ВОПРОСОВ (2009)

Здравствуй, считаю долгом выпросить о прощенье, если сквозь шторм пробьётся мертворождённый зуммер,
Странствуй, печальный рыцарь, образа не жалея, бей цветники, осколки – мне вещество к безумью.
Я прибываю завтра с той стороны залива, что у тебя на карте стёрта, а карта – бита.
Только слепые волны снова рождают пену, зря у неё большое прошлое Афродиты.
Время родит героев, видно, теперь – не время, слышно ль из-за страницы, память рубцует бездну.
Как там закат добрался, я его завернула в ангельскую бумагу – чисто, светло. Отвесно
Будет твоё скольженье вон за пределы «помню». Мне перелётно, знаешь, к чёрту теперь оседлость.
Скоро ли будет в прошлом прошлое лето, впрочем, это не так уж важно в свете счетов за светлость.
Вырасту, боль бинтуя, перед чертой разломов буду честна до крови, только не больше, честно.
Только бы ты запомнил: память рубцует бездна. Если совсем забуду или почти исчезну.
Спи, не теряй покоя, не находи сознанья, в беглое время суток белый маяк пробросив.
.............................................................................................................................................................................
Скоро. К тебе. Надолго. Буду баюкать волны, чтобы тебе уснулось – просто и без вопросов.

 

 

Карпичева Наталья Леонидовна родилась в 1982 г. в пос. Бреды Челябинской области. В 2004 г. окончила филологический факультет Магнитогорского государственного университета. В 2008 г. защитила кандидатскую диссертацию по филологии. С 2005 г. – член Союза российских писателей. Автор сборников стихов «Разговор с рассветом» (2004), «Зима понарошку...» (2005), «По чёрной лестнице из красного угла...» (2007, книжная серия «Литература Магнитки. Избранное»), «…когда я была большой» (2011). Преподаёт современную русскую литературу в Магнитогорском государственном университете. Живёт в Магнитогорске.


Анна Сидякина (Пермь) о стихах Н.Карпичевой:

Такое впечатление, что всё, имеющее место быть в стихах Натальи Карпичевой, умещается на кончике иглы. Которая в яйце, которое в утке, которая в зайце, который, правильно, ну погоди. Так виртуозна их автор, так мало в них реальности и так обманчива иллюзия чувств. Единственная сквозная тема, декларируемый нерв её поэзии – осознание разрыва, непреодолимой разъединённости близких душ. Уход-потеря-расставание перебегают из текста в текст, то и дело обнаруживая себя на дне воронки от взорванного цветаевскими дефисами «нас рас-ставили, рас-садили». «Начинает казаться, что вы с ним ещё на мы», «Эй, рассчитайсь на «ты» и «я», только уже на «нас» / И не рассчитывай». Остальное – продукты филологической игры, минного поля, усеянного знаками добровольного препинания.
Уж и не знаю, радоваться ли тому, что Карпичева – классный, изощрённый филолог. Слова и фразеологизмы в её руках податливы, словно воск. «Стой-оловей», «не спасибей ж/д вокзала», «и во мне веснуются мартовские кроты», «отсутственные места», «уйду без кожи, оставив по ней мороз». Фигуры речи вылепливаются изысканно-прихотливые, иногда вычурные, иногда безответственно прелестные, местами с афористичной резьбой, почти всегда – богато ритмизованные. Их так занятно рассматривать, каждую в отдельности, и жалко возвращать на витрину строк. Но чем дальше погружаешься в чтение, тем больше ловишь себя на ощущении какого-то квази, орнаментальные изыски теряют форму и разбегаются, как ёжики в королевском крокете. Уж лучше бы в замесе этих стихов была сырая гончарная глина, вращающая вокруг своего желания жить, на ремесленном круге.
При всей их готовности вступить в отношения с читателем, стихи Карпичевой на редкость герметичны. Не в том смысле, что не понятны (хотя и в этом тоже – некоторые её вербальные фантазии так субъективны, что расшифровке не поддаются, ну да это нормально). Возникает ощущение, что из них намеренно выкачивается воздух. Точнее, вакуум вытесняет пустоту. Под допингом оксюморонов и окказионализмов изношенная словоформа («кривься душой своей») изворачиваясь, сжимается до обморока, до точки. Это удивительно, насколько реальность № 1 оказывается порой не в состоянии пробить броню филологического дискурса. Кстати, героиня (иногда в мужской маске) и сама осознает отчаянную безвоздушность своего существования. Есть точный образ в одном из текстов: «скомканный кислород» – «И дыши полным ходом скомканным кислородом». По смыслу он там – сжиженный, жидкий, выжигающий, а по сути – конечно, бумажный.
Эта особого рода инфантильность игрового мира чревата и юниорскими какими-то, на ровном месте, излом да вывихами: «У меня к тебе пара слов, пара крыльев ввысь, / От укуса в сердце кровь накипит, сердешная», «И всегда хотелось чего-то ещё другее». Придираюсь? Да ведь там, где ощутимо живое чувство, вопрос качества выражающей его словесной конфигурации снимается сам собой. Если строки рождают влажную реальность, то уже не так важно, проста она или сложна, люди или кентавры смыслов её населяют. Такие фрагменты есть и в подборке Натальи Карпичевой: «В твоём саду срываю три цветочка, / Забывшись, но, опомнившись, один / Оставлю для себя», есть у неё и целые тексты, захватывающие силой центрифуги («И еще», «Без вопросов»). Карпичева способна исторгнуть выдох изумления. Осталось научиться делать вдох.


ГЛАВНАЯ | 1 ТОМ | 2 ТОМ| 3 ТОМ | СОРОКОУСТ | ВСЯЧИНА| ВИДЕО
Copyright © Антология современной уральской поэзии

 

 

 

 

 

 

 

ыков