2
         
сальников рыжий кондрашов дозморов бурашников дрожащих кадикова
казарин аргутина исаченко киселева колобянин никулина нохрин
решетов санников туренко ягодинцева застырец тягунов ильенков

АНТОЛОГИЯ

СОВРЕМЕННОЙ УРАЛЬСКОЙ ПОЭЗИИ
 
СОРОКОУСТ

Владимир Лурье


ПАМЯТИ ДРУГА

 

Очень трудно писать о Дмитрии Кондрашове спустя всего год после его ухода (начнем с того, что при жизни он порвал бы меня как тузик грелку за столь очевидную банальность, и тут же сам уселся бы писать свой некролог, рассыпая по тексту каламбуры и ироничные замечания).
С Дмитрием Леонидовичем нас связывала 30-летняя дружба, первоначально возникшая на почве знакомства в компании студентов-филологов ЧелГУ, куда меня-то занесло вовсе кривым ветром – виновато пожизненное увлечение бардовской песней. Помню, возвращались мы заполночь с какого-то мероприятия (году этак в 1979–1980), и он сильно бранил самодеятельные бардовские тексты, а потом спросил, как я отношусь к Высоцкому.
На что я высокомерно заявил, что Высоцкий – и не бард вовсе, а крупнейший современный российский поэт из живущих, за исключением, конечно, Иосифа Бродского. Так мы «совпали» на тот момент.
Потом я занимался своими инженерными делами, а он учился в университете, но при встречах (довольно регулярных в то время) мы с увлечением болтали о литературе, искусстве, истории. Однажды он иронично назвал эти наши «экскурсы» – путешествием дилетантов. Так оказалось, что у нас есть ещё одна общая страсть – проза Булата Окуджавы. «А парень-то очень даже не прост!» – подумал я снисходительно (всё-таки предполагалась некоторая дистанция между первокурсником Челябинского заречного университета (как мы в ЧПИ его называли), и инженером, ветераном ССО и КСП. А Дима продолжал удивлять: оказалось, что он прекрасно знает математику, классическую музыку, литературу (причем в объемах, явно не предусмотренных учебной программой, – в том числе т. н. самиздат).
Это свойство – удивлять – он пронёс через всю свою не слишком долгую жизнь.
Считая (из-за молодости, глупости и технического снобизма) гуманитарные науки делом малосерьёзным, я как-то поинтересовался, как это его занесло в филологию – и мгновенно получил жуткую отповедь, ощутив себя побитым щенком.
Во всем, что касалось литературы, Дима был рыцарем без страха и упрёка, в первую очередь – без страха. Помню, в середине 1980-х годов (на пятом курсе) он влип в историю с записками Светланы Алилуевой, его вызвали на разбор в КГБ. Так он и там заявил следователю, что считает невозможным деление текстов на запрещённые и разрешённые, и даже прочёл тому небольшую лекцию о творчестве Василия Аксёнова. Как он уцелел в это паршивое время и при этом ухитрился закончить университет, не знаю до сих пор.
В конце 1980-х «в списках» стали появляться его стихи, и мы, его друзья, осознали со всей очевидностью, что Дима – настоящий поэт. При этом он не слишком любил «озвучивать» им написанное, предпочитая играть словами и смыслами в повседневной речи.
В смутные перестроечные годы он более всего радовался наступившей «свободе текста», политические же свободы его увлекали меньше – он очень быстро (возможно, быстрее многих) понял, куда движется раздолбанная телега российской государственности.
Как-то не складывались его отношения с бытом: карьеры филолога-исследователя он делать не пытался, хотя мы неоднократно обсуждали с ним интереснейшие идеи (например, феномен Мориса Симашко), а также прблемы творчества Булгакова, Высоцкого, Бродского. Журналистом он был беспощадно-язвительным, на бумаге позволял себе не всегда оправданные резкости, которые совершенно не вязались с его природной деликатностью и время от времени создавали «ситуации».
Далее языком официальным: «безукоризненный литературный вкус и чутьё на всё по настоящему талантливое позволили журналисту Дмитрию Кондрашову сыграть существенную роль в культурной жизни Челябинска. Особое внимание он уделял творчеству молодых, андеграунду».
Свою тягу к неофициальной и потому свободной литературе он объяснял строками Булата Окуджавы:
Когда в прекрасный день Разносчица даров
вошла в мой тесный двор, бродя дворами,
я мог бы написать, себя переборов,
«Прогулки маляров», «Прогулки поваров»...
Но по пути мне вышло с фрайерами.
Поэтическое его творчество стопорилось, по-видимому, из-за высочайщей планки качества, которую он себе установил ещё в молодости, а может, из-за фатального сочетания  ума, таланта и места рождения – по Пушкину.
В качестве издателя я много раз принимался обсуждать с ним проект его первой поэтической книги, и даже название «Отдалённое представление» для неё придумал сам Дима, «ловя кайф» от его двусмысленности. Но потом очередной творческий (а может, человеческий – Дима был не слишком открыт) кризис откладывал эту затею на неопределённый срок. Громом среди ясного неба прозвучало известие о постигшем его инфаркте (в его-то годы!).
Оправившись после болезни, он часто иронизировал по поводу «бренности бытия», вспоминая университетских времён шутку: «Кто за проезд не платит, того кондрашка хватит». Но однажды, слегка скривившись, признался, что врачи настоятельно советуют шунтирование, которое ему не по карману. А проклятая наша жизнь заставляла крутиться в поисках заработка, хвататься за любую литературную халтуру, работать корректором в нескольких издательствах, репетиторствовать... В лютый холод он отправился на очередной урок, вошёл в теплую квартиру... сосуды не выдержали перепада температуры.
Последнее время мы виделись не очень часто, три-четыре раза в год, но в мой день рождения он всегда звонил и спрашивал, буду ли я рад, если он подарит мне вот эту или вот эту книгу, и позволено ли ему преподнести её лично, чем приводил меня в ярость – как будто ему требовалось какое-то особое разрешение.

Господи, как я скучаю по нему...

 

 

 


ГЛАВНАЯ | 1 ТОМ | 2 ТОМ| 3 ТОМ | СОРОКОУСТ | ВСЯЧИНА| ВИДЕО
Copyright © Антология современной уральской поэзии