2
         
сальников рыжий кондрашов дозморов бурашников дрожащих кадикова
казарин аргутина исаченко киселева колобянин никулина нохрин
решетов санников туренко ягодинцева застырец тягунов ильенков

АНТОЛОГИЯ

СОВРЕМЕННОЙ УРАЛЬСКОЙ ПОЭЗИИ
 
СОРОКОУСТ

Вячеслав Шмыров


ТОЧКА ОТСЧЕТА

 

Дима Кондрашов – это Дворец пионеров начала 70-х, в который мы пришли записываться чуть ли не в один день и чуть ли не во все кружки сразу, включая драматический. «Чуть ли» – потому что точную историю нашего знакомства я уже вряд ли воспроизведу, но хорошо помню, что мальчики в драмкружок шли неохотно, все больше в него записывались девочки, и потому обнаружить в этой пикантной для любого молодого человека ситуации второго (помимо себя) чудака было уже событием.
В драмкружке мы не задержались – задержались в литературно-творческом объединении «Алые паруса», которым с большой заботой о нас руководили Лидия Александровна Преображенская и Галина Владимировна Харина. Задержались надолго – до самого выпуска из школы, и потом ещё на долгие годы – пусть и с разной степенью дружеской близости в отношениях, в том числе и с Димой Кондрашовым.
Дмитрий вышел из вундеркиндов. Его бабушка и дедушка были учителями, а замечательная мама Нина Валерьяновна – профессиональный математик и, как я теперь понимаю, классическая шестидесятница со всем набором новых на тот момент образовательных теорий, которые применялись к Диме со всей решимостью оттепельного энтузиазма.
В 70-е, когда оттепель сошла на нет, таким людям, как он, стало нелегко. Время словно проходило мимо их талантов и полуталантов, а в Диме долгое время уживались и литератор, и шахматист, и музыкант, и ещё чёрт знает кто. Его безбытность утомляла, в том числе, похоже, и его самого. Его вездесущность рождала представление о нем как о человеке не реализованном, за все берущемся и ничего не доводящем до конца.
Тем удивительнее, что при всей Диминой открытости и контактности, когда, казалось бы, все о нем знали всё, в его существе потаенно взращивался настоящий поэт, который для многих – в том числе, каюсь, и для меня – по большому счету открывается только сейчас. Это, наверное, и есть его подлинная самореализация, возможно, возникшая как протест по отношению к неряшливости собственной жизни.
«Алые паруса» стали идеальной формой нашего отрочества. Они приходили к нам каждое воскресение, и, похоже, мы этими воскресениями только и жили. Почему мы все собирались в одном заповедном месте на территории парка «Алое поле» и потом долго не расходились или напротив – после занятий отправлялись в одни «общие гости», чтобы опять же долго не расходиться – одному Богу известно. Чем мы жили тогда: одним увлечением – литературой, стихами, или, ещё больше, ощущением дружеской общности (опять же – при всех нюансах иногда непростых взаимоотношений!) – про это каждый, наверное, рассказал бы по-своему.
А мы – это Дима Кондрашов, Ира Алтоцкая (ныне  Аргутина), Наташа Шалыгина, Леня Туфленков, Наташа Штурбабина, Виталий Моисеенко, а ещё Дима Бронский, Лена Лапидус, Лена Григорьева и, конечно же, Светлана Томских, которая, как и Дима, ушла из жизни слишком рано и совсем неожиданно. Диагноз этого ухода, как я понимаю, у них тоже был общим: внезапная остановка сердца.
Света не училась в средней школе, а где-то работала, совмещая производство и обучение в школе рабочей молодежи. Помню об этом, потому что она обладала не только смущавшим наших наставников не «пионерским» статусом, но и каким-то взрослым жизненным опытом. В чем с Димой они, казалось, были полными противоположностями. Ведь Кондрашов был соткан из начитанности, иногда казалось – из начетничества, но в любом случае – из какого-то надсадного педантизма, за которым стояло обязательное, с его точки зрения, отстаивание некой чуждой практической жизни академической нормы.
И эти черты правильного литературного мальчика (кстати, уже тогда блестящего версификатора) то и дело вызывали насмешливые реплики Светланы, которая жила скорее интуицией, своими взрослыми чувствами, природным ощущением своей так рано разбуженной женской стихии. Я помню Димины стихи: «Художник Босх Иероним / Был ироничен и раним. / Фан-та-сма-... горек дым времен, / Переменившихся при нем…». А у Светы: «Невыносимая нелюбовь, / Какое грустное начало. / Торговка брызгала слюной, / Рублями очередь стучала».
По этим стихам особенно видно, какие они были разными – эти поэты. А ведь я только сейчас осознаю, что по паспортным данным Дима и Света были чуть ли не одногодками.
Сказать, что «Алые паруса» прививали идеальный вкус к настоящей поэзии, – было бы полуправдой. Чтобы понять скудость провинциальной жизни тех лет, достаточно вспомнить, что главные споры среди членов литобъединения велись вокруг Есенина и Маяковского, иногда говорили про Блока, почти никогда – про Ахматову и Мандельштама, которых мы, в общем–то, и не знали. Хотя на горизонте уже возникал и этот новый для нас ряд имен, особенно после того, как в рязановском фильме «Ирония судьбы…» в декабре 1975-го впервые прозвучали романсы на стихи Цветаевой и Пастернака.
В русской поэзии середины ХХ века вообще для нас был провал. В русской поэзии середины ХХ века вообще для нас был провал. После явления Есенина и Маяковского как будто бы сами собой возникали имена Евтушенко, Вознесенского и Ахмадулиной как наследников великой революционной поэтической эпохи (опять же рецидив шестидесятничества!), но любить их по строгим челябинским меркам было тоже чем-то почти декадентским и неправильным. Члены «взрослых» литобъединений за такие пристрастия по головке бы не погладили, а главным пропуском в их мир – надо же было однажды взрослеть! – могли стать, помимо почитаемой поллитры, разве что стихи Николая Рубцова.
И все-таки, как писала порицаемая «на местах» Белла Ахмадуллина, «литературой мы дышали». А со временем пространство «Алых парусов» неожиданно расширилось за счет приглашения членов литобъединения на Челябинское областное радио, на котором журналистка Ирина Бушуева организовала дискуссионный клуб старшеклассников «Сверстники».
«Призрачно все в этом мире Бушуевой…», – тут же переиначил слова знаменитой песни Дима Кондрашов. И впрямь Ирина оказалась очень неожиданным, если не сказать «поворотным» человеком в нашей судьбе. Встречались мы еженедельно и не только в эфире, обсуждая различные взрослые и невзрослые темы. И именно общение с этой изящной и такой «нездешней» молодой женщиной раздвигало привычные духовные горизонты. Она читала то, о чем мы не имели понятия. Она подсмеивалась над тем, что в условиях глухого застоя казалось несомненно правильным и стабильным. При том, что Ирина не была диссиденткой, а скорее была натурой ищущей, которую томило интеллектуальное однообразие нашей общей провинциальной жизни.
И ещё в Бушуевой была женская загадка: все самое интересное она словно бы обрывала на полуслове, то ли предлагая нам довести какую-то мысль или тему до конца самостоятельно, то ли интуитивно боясь того, что она в себе самой перешагнёт какую-то запретную грань. Она ни в чем не была догматичной – просто жила ощущением натянутой и до поры резонирующей струны. Не сомневаюсь, если бы Ирина однажды решила создать тайное общество – необязательно с антисоветскими целями – мы бы все в него записались, а Дима Кондрашов сочинил бы гимн и нарисовал герб.
Мальчишеская романтика – несомненная особенность нашего взросления. Именно Кондрашов заразил нас книгами Владислава Крапивина, стопроцентного наследника Гайдара и Кассиля, к тому же, свердловчанина, что делало эту литературную фигуру особенно притягательной: ведь Свердловск (нынешний Екатеринбург) был совсем рядом, и это значило, что знакомство с нашим кумиром было более чем возможным.
Благодаря «Алым парусам» мы вообще много ездили – в Курган, в Москву, на какие-то пионерские и комсомольские сборы. И это поддерживало в нас чувство общности, которой мы, помимо всего прочего, очень гордились. И если надо – могли дать отпор, отстаивая наших кумиров и учителей, которым от нас же и больше всего доставалось, что находило непрерывный отклик в литературных пародиях, шаржах и эпиграммах, а главным мастером этих жанров был всегда Дима Кондрашов.
Мы учились в разных школах: я – в 80-й, он – в 31-й, более по тем временам (не знаю, как сейчас) престижной, с физико-математическим уклоном. В 1979-м он поступил на филологический факультет Челябинского госуниверситета, куда меня годом раньше не приняли, потому я оказался в Свердловске, на заочном отделении УрГУ, а ещё через три года – в Москве, на киноведческом факультете ВГИКа.
Время было безинтернетное, но благодаря таким людям, как Дима, оно достойно восполняло информационный и коммуникационный дефицит. Именно поэтому не было, как кажется теперь, ни одного случая, чтобы в очередной мой приезд на каникулы из Москвы Кондрашов с нетерпением не встречал бы меня в аэропорту, а наше общение с ним каждый раз не продолжалось бы до полуночной одури…
А потом все закончилось – и наша юность, точкой отсчета которой были Дворец пионеров и «Алые паруса», и эпоха, которая уже после 1985 года не испытывала дефицита ни в информации, ни в общении, ни в возможностях для саморазвития, которому всегда был верен Дима Кондрашов.

 

 

 


ГЛАВНАЯ | 1 ТОМ | 2 ТОМ| 3 ТОМ | СОРОКОУСТ | ВСЯЧИНА| ВИДЕО
Copyright © Антология современной уральской поэзии